Структура и модель организации самоуправления
Детской организации «Радужная»
В соответствии с Законом об общественных организациях и основных направлениях Государственной политики в РФ от03.07.093г. решением коллегии Министерства образования РФ от 14.04.94г. «О поддержке детских общественных организаций в РФ в сентябре 2004 года в школе создана детская самоуправляемая организация «Радужная».
Созданию детской школьной организации предшествовало ее широкое обсуждение среди коллектива учителей, на классных собраниях учащихся. Были детально изучены и обсуждены структура ученического самоуправления, выработаны основные положения, определены руководящие органы.
Школьная детская организация «Радужная» - добровольная, самоуправляемая, свободная от того или иного партийного патронажа и любых денежных взносов, детская страна.
ДО «Радужная» -разновозрастная. Объединяет она классные коллективы всех возрастов в единый школьный коллектив.
ДО « Радужная» выражает интересы учащихся и отстаивает их права.
ДЕТСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПОЛНЯЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ:
1. Развивающая: обеспечение гражданского, нравственного физического, личностного становления учащихся.
2. Ориентационная: ориентация учащихся в системе социальных, нравственных, духовных, политических ценностей.
3. Комплексаторская: создание условий для реализации потребностей учащихся в удовлетворении психических и возрастных особенностей в общении со сверстниками, проведение досуга в их среде, а также в удовлетворении нарастающего чувства взрослости.
Цель:
- Научить ребят самостоятельно устранять дефицит общения;
- Сформировать умение сочетать личные и групповые интересы;
- Научить ориентироваться в мире политических отношений, сформировать позитивные гражданские позиции учащихся;
- Привить интерес к систематическому нравственному, духовному и физическому самосовершенствованию.
Звено «Город школьных друзей»
Самые юные члены ДО «Радужная» объединяются в звено «Город школьных друзей», в которое входят учащиеся 2-4 классов. Вступают в ДО октябре, принимают их в старшие товарищи-«подшефный отряд». При вступлении в ДО им вручается отрядный флажок. Перед своими сверстниками и учителями, старшими школьниками будущие члены ДО дают торжественное обещание, что будут очень старательны в учебе, что будут творить только добрые дела.
Работа в этом звене ведется под руководством Совета Д О, старшей вожатой и активном участии учителей начальных классов.
В каждом отряде-классе создаются «Звездочки». Их всего пять: 1) Лесовички; 2) Друзья золушки; 3) Друзья Айболита; 4) Знайки; 5) Друзья Самоделкина. В течение года состав участников групп может меняться.
Вместе с детьми разрабатываются пометки для старших по группе.
1.1 Лесовички - знают правила ухода за растениями; ухаживают за цветами; озеленяют школу и школьный двор.
1.2 Друзья Золушки - ежедневно следят за чистотой доски, поддерживают порядок в классе, проводят рейды-проверки по сохранности учебников.
1.3 Знайки - проверяют готовность к уроку, выполнение домашнего задания по письменным предметам у всех ежедневно. Помогают в выполнении домашних заданий.
1.4 Друзья Айболита: - проверка чистоты рук, внешнего вида детей, наличие сменной обуви. Подготовка столов к приему пищи, проведение бесед о культуре поведения за столом.
1.5 Друзья Самоделкина - осуществляют контроль за порядком в классе во время перемен( проводят подвижные игры, только в коридоре).
Все вопросы жизни отряда решаются на общем собрании класса-отряда.
Общее руководство отрядом осуществляет классный руководитель .
«Ровесники»
Второе звено детской организации - «Ровесники», В него входят учащиеся 5-7 классов.
В состав Совета ДО, который является руководящим органом, входят командиры отрядов, старосты и активисты. В начале учебного года выбирается новый Совет, который занимается разработкой плана мероприятий на целый год, в ходе работы вносит изменения.
На классном собрании(1 раз в четверть) избирается актив:
Командир и староста.
Создаются центры самоуправления:(по усмотрению отряда)
Избираются руководители этих центров.
Все остальные учащиеся класса, по желанию , работают в любом центре.
Командир и один из активистов отряда входят в Совет ДО.
Общее руководство Советом ДО( 5-7) классов осуществляет старшая вожатая; центрами в классе - классный руководитель.
Государство «Лидер»
Старшеклассники (8-11 классы) объединяются в звено «Лидер».
На каждом собрании(1 раз в полугодие) избирается актив:
Командир, староста;
Создаются центры самоуправления: «Досуг», «Забота», «Труд и штаб порядка» и др.
Избираются руководители центров.
Все остальные учащиеся класса, по желанию, работают в любом центре.
Старосты классов-отрядов входят в Совет старшеклассников.
Общее руководство Советом старшеклассников осуществляет заместитель директора по воспитательной работе, центрами в классе - классный руководитель.
В своей деятельности «Лидер» руководствуется Положением о детских организациях, Декларацией педагогического сотрудничества учителей, учащихся, родителей, Уставом школы.
Деятельность его строится на принципах демократии и гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободное развитие личности.
Высшим органом детской организации является общий сбор.
Он созывается 2 раза в год.
Возглавляет организацию президент.
В период между сборами рабочим органом является Совет детской организации.
Совет ДО - орган самоуправления. В него входят учащиеся 5-11 классов.
Совет ДО работает в тесном контакте с администрацией школы и классными руководителями в соответствии с Уставом детской организации.
СТРУКТУРА Совета детской организации
ПРЕЗИДЕНТ- осуществляет контроль и руководство Советом ДО
Секретарь -отвечает за ведение протоколов заседаний Совета ДО
Руководитель центра «Знаний» - осуществляет контроль за успеваемостью в школе.
Руководитель центра «Возрождение» - осуществляет работу по обогащению детей опытом хранителей нашей истории, обучению их жизненно-ценным навыкам и знаниям, привлечению к активному участию в работе над возрождением, пропаганде подлинных ценностей детского движения, изучению, сохранению и передача традиций.
Руководитель центра «Общение и досуг» - осуществляет контроль и руководство по подготовке и проведению культурно- массовых мероприятий
Руководитель центра «Детский орден милосердия» - осуществляет контроль и руководство работой по преодолению социального равнодушия, по оказанию адресной помощи одиноким, инвалидам и др., по организации общественно- полезной деятельности.
Руководитель центра «Маленький принц Земли» - осуществляет контроль и руководство работой
по охране окружающей среды, трудовых экологических дел.
Руководитель центра « ЗОЖ» - осуществляет контроль и руководство работой по спортивной информации, спортивно-оздоровительной деятельности.
Пресс-центр-освещает всю работу в ДО.
Руководитель центра правопорядка - осуществляет контроль и руководство работой по оценке работы дежурного класса, проверка сменной обуви, школьной формы, организации порядка.
Школьная TV-студия -
Выпуск стенной печати.
Выпуск праздничных газет, листовок.
Подбор информации для «Школьной газеты».
Приобретение навыков работы в прессе.
Совет детской организации бывает двух видов:
1. Расширенный (командиры отрядов, заместители командиров отрядов, руководители центров, активисты и т. д).
2. Узкий (командиры) - летучки.