Мы создаем в школе службу примирения
В последнее время в школе участились конфликты между детьми, учителями и учениками, родителями и учениками .Мы это поняли, и решили создать в этом учебном году школьную службу примирения.
Школа – частица общества. Каково общество – такова и школа.
Одной из попыток разрешить сложившуюся ситуацию стало создание школьной службы примирения (далее — ШСП).
Первые ШСП в России были созданы при содействии центра «Судебно-правовая реформа» более 10 лет назад.
Служба примирения — это новая технология решения конфликтных ситуаций в школе с привлечением детей, модераторов. Когда взрослый человек начинает разрешать школьные конфликты, он прибегает к манипуляции, клеймению, формальному разрешению и угрозе наказанием. Формальное разрешение конфликтов («оба виноваты — и поэтому надо мириться»), срабатывающее в младшем школьном возрасте, в средней и старшей школе не даёт эффективного результата. Конфликт не завершается.
ШСП же обеспечивает возможность не карательного, а конструктивного разрешения конфликтов.
ШСП — это форма социально-психологической помощи всем участникам образовательного процесса в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений обучающихся.
Школьная служба примирения – это волонтерское движение.
Задачи:
· проводить примирительные программы по возникающим конфликтам в школе;
· научить детей общаться друг с другом и окружающими, привлечь к работе новых ребят;
· популяризировать деятельность ШСП среди педагогов и родителей.
Принципы:
1. добровольность (добровольное участие школьников в организации, обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт);
2. конфиденциальность;
3. нейтральность.
Основные формы работы
1. Программа примирения (медиация) между участниками конфликтных ситуаций.
Реализуется на встрече сторон. Часто находящиеся в конфликте стороны не могут поговорить самостоятельно, потому что они охвачены эмоциями и недоверием друг к другу. Поэтому нужен нейтральный посредник — медиатор, который будет равно поддерживать обе стороны и контролировать безопасность ситуации и соблюдение правил встречи. Согласно правилам встречи ничего из произошедшего на встрече не разглашается, вследствие чего участники чувствуют себя достаточно безопасно. Участники конфликта приходят на встречу добровольно.
Результативность:
Подросток, совершивший проступок, может осознать причины своего поведения и его последствия, принести извинения, загладить причиненный вред, вернуть себе уважение и восстановить отношения. Пострадавший избавляется от негатива и желания мести. Родители и учителя помогают ребенку в трудной ситуации, развивают у него чувство ответственности.
Преимущества ШСП:
· элемент новизны: новое время диктует новые технологии;
· педагоги меняют методы разрешения конфликтов на интерактивные и восстановительные;
· увеличивается число детей, вовлеченных в социальную практику, растет их нравственное развитие, подростки получают новые гражданские знания и навыки по праву, демократии и культуре мира, видят возможность разрешения конфликтов путем диалога, сочувствия, сострадания.
Правовые основы:
В своей деятельности ШСП руководствуется федеральными законами: ФЗ № 273 от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушениях»; локальными актами школы: положение о службе примирения, положение о школьном совете профилактики, положение о школьном ученическом самоуправлении и др.
Структура и организация деятельности:
Служба примирения состоит из одного или нескольких кураторов и нескольких старшеклассников.
По мнению экспертов школьная служба примирения – это путь, который учит обучающихся уважать себя и других, брать ответственность за свои поступки и за их последствия, путь, который не все взрослые готовы пройти без сомнений и колебаний.
Документы: