ПАМЯТКИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ первоклассника
На наш взгляд, для успешной адаптации ребенка к школе и лучшего усвоения программного материала будущий первоклассник должен иметь следующий уровень подготовленности:
· название и последовательность чисел от 1 до 10, счет предметов до 10, умение решать простые задачи на нахождение суммы и разности, соотносить количество предметов и цифру, знать названия простейших геометрических фигур, различать их по форме, цвету и размеру, называть последовательно дни недели, названия месяцев по временам года, решать логические задачи на основе зрительно воспринимаемой информации, уметь ориентироваться в стихах, загадках, считалках, пословицах, в которых упоминаются числа и другие математические понятия;
· правильное употребление слов и объяснение их значений, умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль; уметь отвечать на вопросы, рассказывать небольшие сказки, составлять рассказы о простых случаях из собственной жизни; объяснять загадки, знать наизусть стихотворения, делать простейшие выводы и умозаключения. Выполнять задания на слух и по образцу, реагировать на сказанное;
· уметь слушать, реагировать на сказанное, обладать зрительной памятью, усидчивостью;
· работать по образцу, обладать хорошей моторикой;
· уметь вести себя в коллективе (правильно реагировать на рекомендации учителя и работать в команде)
Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность. Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе. Для вас, заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка.
На этапе подготовки:
· избегайте чрезмерных требований к ребенку;
· предоставляйте право на ошибку;
· не думайте за ребёнка;
· не перегружайте ребёнка;
· не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам (логопед, психолог, физиолог, дефектолог, педиатр);
· устраивайте ребенку маленькие праздники.
Как родители могут помочь ребенку избежать некоторых трудностей
1) Организуйте распорядок дня:
· стабильный режим дня;
· сбалансированное питание;
· полноценный сон;
· прогулки на воздухе.
2) Формируйте у ребенка умения общаться:
· обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.
3) Уделите особое внимание развитию произвольности:
· учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.
4) Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка:
· во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат);
· выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках;
· используя лото и книги, учите с ребенком названия животных, растений, предметов быта, школьных принадлежностей, определяйте их особенности и назначение.
· развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов, детских кинофильмов;
· составляйте рассказы по картинкам;
· следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки;
· можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л»;
· знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву;
· научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету;
· научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать);
· научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение, и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
Знакомство родителей с федеральным государственным образовательным стандартом.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Стандарты второго поколения были подготовлены 6 октября 2009 года и зарегистрированы в Минюсте 22.12.2009 года.
Стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации и является одним из стратегических ресурсов устойчивого развития многонационального народа России.
Задача, стоящая перед школой, в условиях быстрого развития окружающего нас мира – это формирование человека, который бы смог самостоятельно принимать решения, отвечать за эти решения и их реализовывать. Поэтому главное направление Стандартов – деятельность ученика в сотрудничестве с одноклассниками, педагогами и родителями.
Первые 9 дней изучается курс «Введение в школьную жизнь», который включает в себя знакомство с одноклассниками, с учителем, работу в группах, воспитание дружеских взаимоотношений. Дети учатся общаться и договариваться.
После изучения данного курса начинается учебный процесс.
Такие уроки, как музыка, физкультура, окружающий мир, технология, изобразительная деятельность проходят в виде игры, театрализации или целевой прогулки в течение двух месяцев.
Основные уроки в адаптационный период – это чтение, письмо, математика. В своем построении они претерпели изменения. Отличительная особенность уроков по новым стандартам – формирование учебной деятельности.
Этапы учебной деятельности:
· ученик сам формулирует проблему (к этому его подвел учитель);
· сам находит ее решение (пошагово, в виде алгоритмов);
· сам оценивает свою работу.
По результатам диагностических исследований американских ученых Р. Карникау и Ф. Макэлроу, человек помнит 10 % прочитанного, 20 % услышанного, 30 % увиденного, 50 % увиденного и услышанного, 80 % того, что говорит сам, и 90 % того, к чему пришел самостоятельно в своей практической деятельности.
Каждый предмет один раз в неделю проводится с применением информационно-коммуникативных технологий. Это означает, что дети работают с клавиатурой, учатся писать, создавать файлы, работают со сменным носителем, знакомятся с интернетом.
Новым направлением в учебном плане является внеурочная деятельность. На нее отводится 10 часов в неделю разных занятий по интересам.
Внеурочная деятельность - это возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие ребенка: изостудия, хореография, подвижные игры, конструирование, проектная деятельность, экскурсионная программа, художественное слово.